11-05-2015, 14:35, просмотров: 851, Раздел: Жизнь города    

7 мая в 15:00, накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Сургутском художественном музее открылась выставка-память «Друзья твердили нам: Живи!». Выставка из собрания Центрального выставочного зала «Манеж» /г. Санкт-Петербург/ представляет живописные и графические работы 15 ленинградских художников, которые самоотверженно работали в осажденном Ленинграде, пережили блокаду, воевали на всех фронтах и дошли до Берлина. 

В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, графики, скульптуры, писатели, художники, музыканты создавали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

Выставка ленинградских художников – живых свидетелей страшной войны и Великой Победы, дающая возможность современному зрителю увидеть и прочитать в первоисточнике изобразительную летопись Великой Отечественной войны.

В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».
В работах художники передали не только эмоциональный накал атмосферы военных лет, но и отразили разные грани эпохи в целом. Кто-то изображал саму войну – осажденный город, бомбежки, погибших в блокадном городе людей, повседневную боевую работу солдат, а кто-то, напротив, этой темы избегал, создавал полные лирической меланхолии пейзажи Ленинграда, психологически выразительные портреты современников. И в этом был свой патриотический взгляд на происходящее, умение противостоять действительности светом искусства, желанием Жить и Творить.

В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».
Жизненный и душевный опыт этих художников абсолютно уникален, а вклад их в историю отечественного искусства неоценим, ведь сегодня практически не осталось свидетелей и участников тех трагических событий. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Посетить выставку-память «Друзья твердили нам: Живи!» можно до 2 августа 2015 года.

Проект осуществлен при поддержке депутата Тюменской областной Думы В.Н. Буртного.

В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».

Выставка-память… выставка ленинградских художников – живых свидетелей

страшной войны и Великой Победы. Выставка, дающая возможность современному зрителю увидеть и прочитать в первоисточнике изобразительную летопись

Великой Отечественной войны.

Организаторы выставки сознательно расширили хронологический и тематический спектр художественного материала. В выставочную коллекцию вошли произведения, созданные не только в военное время, но и в предшествующие годы, а также в послевоенный период, в 1950-1960-е годы. Трагические события военных лет долгое время продолжали волновать умы и сердца многих художников, раз и навсегда определив основное содержание их творчества.

В каждом война отразилась по-своему. Судьбы их сложились по-разному, как были различны и их пути в искусстве. Кто-то из этих художников был призван в армию и стал участником тяжелых боев, которые вели советские войска. Кто-то уехал в эвакуацию, а иные остались в осажденном городе-фронте, как тогда называли Ленинград, продолжая жить и работать во имя Победы. Кто-то погиб в годы блокады от голода. Жизненный и душевный опыт этих художников абсолютно уникален, а вклад их в историю отечественного искусства неоценим.

Художники передали не только эмоциональный накал атмосферы военных лет, но и отразили разные грани эпохи в целом. Кто-то изображал саму войну – осажденный город, бомбежки, погибших в блокадном городе людей, повседневную боевую работу солдат, а кто-то, напротив, этой темы избегал, создавал полные лирической элегичности пейзажи Ленинграда, психологически выразительные портреты современников. И в этом был свой патриотический взгляд на происходящее, умение противостоять действительности светом искусства, желанием Жить и Творить.

Многие художники, как и студенты старших курсов Академии художеств, сразу же ушли на фронт, и большинство из них не вернулось. Но многим отказали в призыве - они должны были трудиться на военное "сегодня" в блокадном Ленинграде. Искусство должно было звать в бой, помогать побеждать врага. Художники оформляли призывные пункты, маскировали объекты, помогали эвакуировать Эрмитаж и Русский музей. Сегодня, в мирные дни, трудно представить, как в осажденном городе, в темноте и голоде люди могли создавать поистине исторические произведения.

Знаковые в этом отношении произведения таких известных ленинградских мастеров, как Н.Ф. Лапшин, В.А. Гринберг (оба погибли от голода в блокадном городе в 1942 году), В.В. Пакулин. Все тяготы блокады, весь героизм защитников города прошли перед их глазами, оставив неизгладимый след в их душе. В Союзе художников было организовано специальное подразделение по наглядной агитации и маскировочным работам. Многие художники сотрудничали с «Окнами ТАСС», «Боевым карандашом». Даже те, кто прежде не имел опыта в области агитационного искусства, создавали патриотические плакаты, антифашистские листовки. Среди них были Т.В. Ишмарева, В.А. Власов, Т.И. Певзнер, произведения которых включены в выставку. Любопытно, что Т.И. Певзнер, создававший разящие по силе воздействия плакаты, пишет одновременно и камерные, лирические по настроению и изысканные по манере графического исполнения пейзажи Ленинграда, среди которых и «Александровский сад».

К декабрю 1941 года большинство художников перешли на казарменное положение и жили в Союзе художников. Одна буржуйка на всех, несколько столов с коптилками. Но творческое общение помогало одолеть и голод, и холод. Поселившись в Союзе художников, они могли быстро и оперативно выполнять срочные задания. Ленинград продолжал жить творческой и интеллектуальной жизнью. В.В. Пакулин, например, не расставаясь со своим этюдником, продолжал писать на улицах осажденного Ленинграда даже во время бомбежек и обстрелов. В притихшем, безлюдном, насторожившемся образе зимнего города, наполненном звеняще-прозрачным светом и воздухом, находили отражение не только его собственные переживания, но и общее настроение людей - трепетная взволнованность, собранность чувств. Именно в искусстве в самые страшные минуты художники находили духовную, нравственную опору.

В Санкт-Петербурге в Доме художника на мраморной доске высечены

имена погибших в Великую Отечественную войну - более 150 художников...

Изобразительная летопись войны не приукрашивала человеческую трагедию, но, прежде всего, в лучших своих страницах отражала то достоинство, с которым люди встречали беду и старались с ней справиться.

В.А. Власов около двух лет пробыл при Штабе партизанского движения Волховского фронта. Он входил в специальную издательскую группу, организованную при этом штабе. Там он создает серию рисованных портретов партизан, которые являются не только ценнейшим историческим материалом, но и значительными произведениями советского графического искусства периода Великой Отечественной войны.

Особо следует отметить произведения В.Н. Прошкина, в которых раскрываются интересные страницы судьбы самого художника. Картина «Чистка оружия» 1931 года

не случайно включена в экспозицию. Она была написана В.Н. Прошкиным сразу после возвращения из службы в рядах Красной Армии, где он наблюдал и сам участвовал в действиях подготовки оружия к бою. В Финской войне он получил звание лейтенанта саперных войск. Всю Великую Отечественную войну провел в Ленинграде. Не раз ездил на Ладогу, писал с натуры, собирая материал для картины. В эскизе к картине «Ладога» запечатлен момент бомбежки немцами Дороги жизни, соединявшей блокадный город с Большой землей.

Г.Н. Татарникову, который служил в политуправлении Краснознаменного Балтийского флота и постоянно курсировал между Ленинградом и Кронштадтом, город видится в мрачных, суровых, аскетических тонах, в основном в темное время суток. Природа созвучна этому состоянию, она дышит ощущением трагической напряженности. Фигуры людей, введенные в пейзаж вымерших улиц, только усиливают состояние драматической пустоты.

Это же восприятие города прочитывается и в произведениях В.М. Судакова, с первых дней войны находящегося в рядах Советской армии и служившего в ленинградских войсках противовоздушной обороны. Он запечатлевает свои воспоминания лаконичным, немногословным языком. Динамично, свободно ложащаяся на бумагу акварельная краска или нервный контур карандаша вырисовывают самую суть блокадного города – тревожного, истерзанного, трагически мужественного и величественного.

 
В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».

Особого внимания заслуживают также карикатуры И.И. Харкевича, самобытного мастера ленинградской графики. Всю войну он прослужил в должности фронтового художника в рижской редакции «Друг солдата», выпускавшей антивоенную газету на немецком языке. Газеты сбрасывали с самолетов на боевые позиции врага. Карикатуры, вошедшие в экспозицию выставки, - это портреты фронтовых друзей-художников, зарисовки бытовых сцен редакции. Блистательно и артистично выполненные рисунки, проникнутые добрым юмором, столь правдиво и искренне передают эмоциональную настроенность людей, их характер, рабочую атмосферу, что невольно превращаются в своеобразную изобразительную летопись времени.

Тема войны представлена на выставке и в произведениях 1950-1980-х годов. Они принадлежат художникам - Б.П. Николаеву, П.Г. Коростелеву, И.Н. Зисману. Они прошли длинные фронтовые дороги, сражались в боях за родную землю, видели потери и смерть. Писать, участвуя в тяжелейших сражениях, не было ни времени, ни возможности. Как правило, это были зарисовки, на ходу выполненные эскизы. Таковыми являются рисунки А.Н. Семенова, представляющие собой любопытный историко-художественный материал военного времени.

Во фронтовых условиях написаны также и акварельные листы с изображением красноармейцев, принадлежащие И.Н.Зисману. Именно они легли в основу живописных произведений, выполненных автором значительно позже, в 1980-е годы.

Фронтовые перипетии, виденное и пережитое в годы войны находили рельефное отражение в искусстве Б.П. Николаева и П.Г. Коростелева. Эта тема, к которой они возвращались на протяжении всей своей творческой жизни, составила содержание многих произведений художников, в том числе тех, которые включены в экспозицию выставки.

Контекст данной темы значительно шире формата выставки. За пределами остались многие и многие имена. Но мы и не ставили перед собой столь масштабной задачи. Главным было показать, чем жили художники Ленинграда в годы войны, дать возможность зрителю нашего поколения услышать и прочувствовать ту живописную симфонию времени, которую они создавали своим искусством.   


В Сургутском художественном музее открылась выставка-память  «Друзья твердили нам: Живи!».

 (голосов: 1)
Добавил: Nika
Похожие публикации:
Оставлено комментариев: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Поиск
Реклама
Популярное
Опрос
Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Есть предложение по улучшению сети Yasurgut.Ru?
Напишите нам об этом Посмотреть все отзывы
Предложения и замечания pen